Принятие решения в условиях неопределенности: МЭГ-исследование с регистраций размеров зрачка

Как происходит обучение в условиях, приближенных к естественным обстоятельствам, то есть на собственном опыте проб и ошибок, без заданных правил и даже без гарантированного подкрепления целевого поведения?  Исследование на выборке из 50 взрослых показало, что для спонтанной выработки предпочтения одного стимула из пары, было достаточно подкреплять его выбор хотя бы вдвое чаще, чем выбор другого. При этом большинство участников эксперимента испытывали сильнейшую иллюзию закономерности следования наград и наказаний. Они настойчиво пытались распознать закономерность подкрепления, переключаясь от стимула к стимулу, хотя объективно выгодной стратегией было бы всегда выбирать наиболее часто подкрепляемый стимул. По ходу выполнения число выборов такого стимула неуклонно росло, однако лишь малая часть испытуемых (20%) полностью прекратили выбирать невыгодную альтернативу. Регистрируя глазодвигательное поведение, мы обнаружили, что еще до предъявления испытуемому стимула, относительное расширение зрачка надежно предсказывало последующее принятие невыгодного решения. Эта реакция присутствовала у испытуемых уже после нескольких проб, когда в их поведении еще отсутствовало статистическое предпочтение того или иного стимула. Таким образом, мы получили свидетельство того, что прагматическая оценки ситуации формируется очень рано - еще до того, как она станет доступной сознанию или проявится в поведении. В настоящее время мы проводим анализ магнитоэнцефалографических потенциалов, связанных с принятием выгодных и невыгодных решений, что позволит нам полнее раскрыть механизмы спонтанного обучения человека в вероятностной среде.