Влияние билингвизма на фонематическое восприятие у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)


Поддержано грантом РФФИ 20-513-07005 «Влияние билингвизма на фонематическое восприятие у детей с РАС»

Изучение низкоуровневых процессов восприятия речи является актуальной междисциплинарной проблемой, стоящей перед нейронауками, клинической психологией и лингвистикой. Разные исследования отмечают у людей с РАС нарушения как прагматических функций речи, так и грамматики, морфологии. Тем не менее, большинство исследований касается высокоуровневых аспектов речи (прагматика, дискурс, напр.) или нарушений речевой продукции (Eigsti, 2011). В то время как низкоуровневые механизмы восприятия речи (в том числе дискриминация фонем) оказываются описаны недостаточно подробно.

Исследования показали, что у детей, растущих в двуязычной среде, механизмы фонематического восприятия значительно отличается по сравнению с детьми, говорящими на одном языке. Основные различия заключаются в специфике ошибок, а также временной динамике освоения основными речевыми функциями (Hambly et al., 2014).

Исследование влияния билингвизма на процесс освоения речи у детей с аутизмом также посвящены проблематике высокоуровневых аспектов восприятия речи (Dai et a., 2018; Ohashi et al., 2012).

Новизна нашего исследования заключается в том, что впервые будут изучены низкоуровневые механизмы восприятия речи у детей-билингвов с РАС. В задачи исследования входит оценка фонематического восприятия в формате импрессивной и экспрессивной речи у детей с РАС, говорящих на одном языке, по сравнению с детьми-билингвами с РАС. Таким образом, наш подход может принести новые знания о механизмах восприятия фонем в контексте дефицитарных коммуникативных навыках детей с РАС, а также выработать рекомендации для специалистов коррекционно-развивающей сферы, работающих с такими детьми.