Мозговые механизмы научения речи

Как обеспечивается та скорость и безошибочность, с которой мы понимаем обращенную к нам речь? Вопреки классическим представлениям о том, как речь обрабатывается в мозге, сейчас набирает популярность мнение, что для понимания смысла звучащего слова необходима активация той огромной распределенной сети, которая была активна в момент заучивания этого слова. Первые глаголы выучиваются ребенком, когда взрослые объясняют ему название тех действий, которые он совершает. Получается, что для понимания смысла слова "бросай" должна активироваться нейронная сеть, включающая не только слуховые области, распознающие речь, но также и зоны моторной коры, благодаря которой реализуется движение, описываемое этим словом. Чтобы проверить эту гипотезу, мы использовали глаголы, описывающие действия разных частей тела: руки, ноги, рта - и смотрели, как будет активироваться моторная кора, пока испытуемый слушает эти слова. Наши результаты впервые демонстрируют надежную специфичную активацию в моторной коре, где для слова, описывающего действие руки, активировалась зона моторного представительства руки, а для слов, описывающих действия ноги и рта, - зоны ноги и рта соответственно. Эти данные раздвигают привычные рамки представлений о том, как хранится информация о слове и что такое процесс «понимания» слова: обширные распределенные сети ре-активируются, адресуясь к тому опыту, в контексте которого данное слово использовалось. Результаты нашего исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America.

Эти результаты ставят перед нами новые вопросы: как такие сети формируются в ходе индивидуального опыта человека? Чтобы ответить на этот вопрос, мы предприняли исследование, в ходе которого испытуемые запоминают новые, незнакомые им слова, причем словам присваивается смысл – движение одной из конечностей. Из литературы и нашей предыдущей работы известно, что слова, обозначающие движения, активируют соответствующие двигательные области мозга (например, представительства рук и ног в мозге) – даже если человек вовсе не собирается двигаться в данный момент. Однако до сих пор в экспериментах использовались лишь реальные слова речи, а наша задача – постараться выявить механизм возникновения таких связей, приобретаемых в ходе индивидуального опыта при запоминании новых слов.