Нейронные механизмы восстановления речи и воздействие на них с помощью интенсивной речевой терапии и транскраниальной микрополяризации мозга

Афазия - неврологическое расстройство, распространенное среди пациентов, перенесших инсульт. Это расстройство характеризуется хроническими нарушениями понимания и порождения речи. Несмотря на то, что разработано множество методов реабилитации таких пациентов, восстановительный эффект от существующих методов ограничен и неустойчив (Brady, 2016). Это ставит вопрос разработки более эффективных методов реабилитации речи и оценки их эффективности (Argyropoulos, 2020).
В рамках данного проекта исследуется эффективность сочетания метода транскраниальной микрополяризации (tDCS, Lefaucheur, 2017) и интенсивной речевой терапии (Intensive language action therapy, ILAT) Ф. Пульвермюллера (Pulvermüller, 2008). Сочетание двух методов рассматривается как один из наиболее перспективных подходов к реабилитации афазии (Shah, 2013, Ulanov, 2018).
Оценка эффективности реабилитационных подходов требует детального изучения нейронных механизмов нарушения и восстановления речи с помощью современных экспериментальных методов. В рамках данного проекта для оценки восстановления речевых функций используется метод магнитоэнцефалографии (МЭГ), используются также клинические и поведенческие тесты.
На данный момент на группе пациентов с постинсультной афазией (N=21 человек), прошедших курс реабилитации, получены результаты, указывающие на улучшение клинических показателей речи (тест РАТ), поведенческих (в пробе на генерацию глаголов) и нейрональных (в пробе на негативность рассогласования, см. Рисунок)
Дальнейшие шаги в рамках данного проекта включают предполагают более детальный анализ динамики нейрональной активности, записанной на МЭГ, с целью понять механизмы восстановления понимания и порождения речи у пациентов с афазией и оценить эффективность изучаемого реабилитационного подхода.

1. Argyropoulos, G. P. (2020). Translational Neuroscience of Speech and Language Disorders: State of the Art. In Translational Neuroscience of Speech and Language Disorders (pp. 1-4). Springer, Cham.
2. Brady, M. C., Kelly, H., Godwin, J., Enderby, P., & Campbell, P. (2016). Speech and language therapy for aphasia following stroke. Cochrane database of systematic reviews, (6).
3. Lefaucheur, J. P., Antal, A., Ayache, S. S., Benninger, D. H., Brunelin, J., Cogiamanian, F., ... & Marangolo, P. (2017). Evidence-based guidelines on the therapeutic use of transcranial direct current stimulation (tDCS). Clinical Neurophysiology, 128(1), 56-92.
4. Pulvermüller, F., & Berthier, M. L. (2008). Aphasia therapy on a neuroscience basis. Aphasiology, 22(6), 563-599.
5. Shah, P. P., Szaflarski, J. P., Allendorfer, J., and Hamilton, R. H. (2013). Induction of neuroplasticity and recovery in post-stroke aphasia by non-invasive brain stimulation. Front. Hum. Neurosci. 7:888. doi: 10.3389/fnhum.2013.00888
6. Ulanov, M. A., Shtyrov, Y. Y., & Stroganova, T. A. (2018). Transcranial Direct Current Stimulation As A Tool To Induce Language Recovery In Patients With Post-stroke Aphasia. Zhurnal Vysshei Nervnoi Deyatelnosti Imeni Ip Pavlova, 68(6), 703-718.