Мозговые механизмы научения смыслу новых слов

Поддержано грантом РФФИ 17-29-02168 «Магнитоэнцефалографическое исследование и диагностика мозговых процессов речевого научения»

Словарный запас взрослого человека представляет собой гигантскую базу данных, хранящуюся в мозге. Но не только размер, но и быстрота записи информации в такую память существенно превосходит показатели, которые можно было бы ожидать исходя из классических нейробиологических принципов научения и памяти. Наша работа посвящена исследованию "формата" и "способа записи" значений (смысла) слов в мозге человека – иначе говоря, как в мозге реализованы семантика и доступ к ней. Мы разработали новую экспериментальную задачу, позволяющую в лабораторных условиях исследовать процесс быстрого усвоения человеком смысла новых незнакомых слов. Метод основан на ассоциативном научении, которое считается основополагающим механизмом установления связи между словом и его смыслом.

Один из ключевых вопросов, требующих решения – каким образом происходит столь быстрое запоминание новых слов в мозге. Применив регистрацию магнитоэнцефалограммы, мы доказали в строго контролируемых условиях, что вопреки распространенной точке зрения, кортикальная пластичность действительно формируется чрезвычайно быстро. Мы выявили сеть структур коры больших полушарий головного мозга, обеспечивающих процесс научения смыслу новых слов. Также нам удалось изучить координацию между слухоречевыми и моторными областями коры больших полушарий, обеспечивающими кодирование смысла слов. Такие нейронные сети могут обеспечивать условия для эффективного формирования высокоспецифичных ассоциативных связей. Мы продолжаем поиск механизмов, обеспечивающих запоминание корректных репрезентаций смысла слов.

Результаты этих исследований открывают путь для нейрофизиологического анализа ранних процессов кортикальной пластичности. В перспективе наши исследования способны дать реальные нейрофизиологические основания для разработки методов быстрого изучения новых слов, методов преподавания иностранных языков и методов педагогики в целом.

Рис.1 Нейронные сети, задействованные при научении смыслу незнакомых слов. Frontiers in Neuroscience, принято в печать.