Чтение чтению рознь: влияние задачи на вызванный словом электромагнитный ответ мозга

Слово можно читать по-разному: можно произнести написанное слово вслух, в ответ на другое слово или даже прочитать слово без осознания его значения. Зависит ли активность мозга во время чтения от цели чтения? В серии экспериментов мы сравнили процесс распознавания печатного слова, когда предъявленные существительные нужно было только прочитать про себя, либо прочитать про себя и затем подобрать связанные по смыслу глаголы. Анализ вызванного ответа показал, что дополнительная задача генерации глагола усиливала ответ мозга на существительное уже на относительно ранних (200-300 мс),  и, в большей степени, на поздних (500-800 мс) этапах процесса распознавания. Интересно, что корковые источники увеличенного ответа при генерации глагола задействовали ресурсы правого полушария, свидетельствуя о его вкладе в дополнительную обработку лингвистической информации (рис. 1).

Рис. 1. Мозговые источники вызванного ответа на предъявление существительного
в задачах на чтение 'про себя' и в задаче на генерацию глаголов.
Красный цвет обозначает те отделы коры, где ответ был значимо сильнее
в задаче на генерацию глаголов, чем на их простое прочтение.

Примечательно, что сложность генерации глагола, т.е. сила связи между существительным и потенциальными «глаголом-ответом» (сравните например: 'солнце – светит' и 'бумага - мнется, разрывается, горит, ...'), влияет на период обработки в диапазоне 250 - 400 мс после предъявления существительного. Когда существительное было сильно ассоциировано с глаголом, вызванный им ответ был больше в левом височном полюсе и левой вентро-латеральной префронтальной коре - областях, участвующих в семантическом извлечении. Мы предполагаем, что этот ранний ответ мозга отражает автоматический семантический анализ глагола, происходящий одновременно с лексико-семантическим анализом существительного сильно ассоциированного с глаголом.

Данное исследование проводится в сотрудничестве с профессором Б.М. Величковским, Отделение нейрокогнитивных и социогуманитарных наук Курчатовского НБИКС-центра.