Перейти к содержимому

Нарушения речи чрезвычайно распространены среди детей с РАС. Так, в возрасте 3-5 лет лишь небольшой процент этих детей имеет функциональную фразовую речь, а к 8-10 годам ею овладевают только 50-70% детей. До 20% детей с РАС вовсе не используют слова. Нарушения речи при расстройствах аутистического спектра очень гетерогенны и могут затрагивать различные ее уровни, такие как артикуляция, фонетика, просодия, лексика. Хотя причины нарушений восприятия и продукции речи при аутизме могут быть очень разнообразными, в литературе имеются указания на то, что в значительном числе случаев затронуты относительно низкоуровневые стадии обработки базовых характеристик речевого сигнала в головном мозге. В результате, несмотря на то, что ребенок слышит звук (результаты обычных аудиометрических тестов не выявляют отклонений), он не может эффективно извлечь из него необходимую информацию (локализация в пространстве, тонкая временна́я структура и др.).

Причиной таких нарушений – центральных слуховых расстройств (ЦСР) – могут стать функциональные или структурные аномалии в одном или нескольких звеньях слухового пути: от ствола мозга до коры больших полушарий. 'Настройка' областей коры головного мозга, отвечающих за восприятие речи, возникает очень рано, еще в младенчестве, путем специализации нейронов 'зон специального назначения' для обработки определённых типов сложных стимулов (таких, например, как фонемы). Мы предполагаем, что из-за патологических изменений в коре и/или в нижележащих структурах мозга у многих детей с РАС такая настройка не происходит должным образом, что в свою очередь выражается в искажении ответов мозга на определенные типы звуковых стимулов, характеризующихся базовыми чертами, свойственными речевым сигналам (периодичность основного тона, формантный состав).

ЦСР не являются специфичными для аутизма, но могут наблюдаться и при других нарушения развития (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью (СДВГ), дислексия, различные речевые расстройства), а также быть результатом недоношенности или травмы. Нарушение способности продуцировать и/или понимать речь оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка. Поэтому проблема ранней диагностики и реабилитации языковых нарушений чрезвычайно актуальна. Для того чтобы обеспечить ребенку адекватную реабилитацию, важно понять, на каком этапе нейронной обработки речи происходит нарушение.

Наша цель – разработать методы выявления базовых дефицитов слухоречевого восприятия у детей на основе объективных показателей работы мозга. Для исследования активности мозга мы используем методы магнитоэнцефалографии (МЭГ) и электроэнцефалографии (ЭЭГ). МЭГ позволяет локализовать источники активности в коре головного мозга, в то время как ЭЭГ более чувствительна к активности глубинных структур. В своих исследованиях мы также используем психофизические методы, поведенческие тесты и опросники.

Слуховая система очень пластична, и многие нарушения центральной слуховой обработки можно скорректировать специальными упражнениями или использованием вспомогательных технологий.

Наши публикации по теме:

Фадеев К.А., Гояева Д.Э., Обухова Т.С., Овсянникова Т.М., Шведовский Е.Ф., Николаева А.Ю., Давыдова Е.Ю., Строганова Т.А., Орехова Е.В. Трудности с восприятием речи на фоне шума у детей с расстройствами аутистического спектра не связаны с уровнем их интеллекта. Клиническая и специальная психология 2023. Том 12. № 1. С. 180 –212. doi: 10.17759/cpse.2023120108

E.V. Orekhova, K.A. Fadeev, D.E. Goiaeva, T.S. Obukhova, T.M. Ovsiannikova, A.O. Prokofyev, T.A. Stroganova, Different hemispheric lateralization for periodicity and formant structure of vowels in the auditory cortex and its changes between childhood and adulthood. bioRxiv 2022.12.08.519561; doi: 10.1101/2022.12.08.519561 (принята к публикации в Cortex, 2023)

Manyukhina VO, Prokofyev AO, Galuta AI, Goiaeva DE, Obukhova TS, Schneiderman JF, et al. Globally elevated excitation–inhibition ratio in children with autism spectrum disorder and below-average intelligence. Molecular Autism. 2022;13. doi: 10.1186/s13229-022-00498-2

Stroganova TA, Komarov KS, Sysoeva OV, Goiaeva DE, Obukhova TS, Ovsiannikova TM, et al. Left hemispheric deficit in the sustained neuromagnetic response to periodic click trains in children with ASD. Molecular autism. 2020;11(1):100. doi: 10.1186/s13229-020-00408-4

ASD Sound project

Иллюстрация к работе Orekhova et al, Cortex (2023)