Перейти к содержимому

Данный проект был направлен на изучение восприятия устной речи, в частности, фонематического слуха у нейротипичных детей и у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в возрасте 6-12 лет, а также влияния билингвизма на фонематические процессы в обеих группах детей. На примере русского и осетинского языка мы проверяли гипотезы о том, что для детей с РАС характерны трудности в фонологическом восприятии по сравнению с нейротипичными сверстниками; что фонетического развитие протекает по-разному у нейротипичных билингвов и монолингвов; а также исследовали, как билингвизм сказывается на слухоречевом восприятии детей-билингвов с РАС.

Фонематическое восприятие испытуемых исследовали при помощи субтестов из теста «КОРАБЛИК». Кроме того, для всех участников было проведено тестирование интеллекта при помощи теста когнитивных способностей Кауфманов (KABC-II). Мы последовательно проанализировали результаты каждой группы и попарно сравнили группы с параметрами билингвальность/наличие РАС. Для оценки влияния факторов наличия расстройств аутистического спектра, возраста и интеллекта на уровень фонематического слуха мы использовали линейные модели.

Наши результаты, полученные на монолингвальных группах нейротипичных детей и детей с РАС, свидетельствуют о том, что дети с РАС демонстрируют значимо большее число ошибок при повторении существующих и несуществующих слов. Это указывает на специфический дефицит в фонематическом восприятии у детей с РАС. Важным представляется, что успешность выполнения задания на повторение несуществующих слов не зависела от уровня интеллектуального развития и возраста ребенка. Таким образом, мы можем утверждать, что наблюдаемый дефицит связан именно со специфическим нарушением при РАС низкоуровневых процессов речевого восприятия и не может быть объяснен опосредованным влиянием иных когнитивных трудностей.

Сравнение билингвальной и монолингвальной групп нейротипичных детей показывает, что билингвы значимо хуже выполняют задание на повторение псевдослов, что свидетельствует о различии фонематического восприятия у моно- и билингвальных детей. При этом монолингвальные участники исследования безошибочно выполняли это задание, начиная с возраста 8 лет и 4 месяцев, а билингвальные - с 11 лет и 4 месяцев. Таким образом, мы подтвердили, что билингвы до возраста 11-12 лет испытывают трудности при фонематическом восприятии, по-видимому, связанные с необходимостью дифференцировать большее число фонем, чем монолингвы.

Билингвальные дети с РАС показывают сниженные результаты как по сравнению с билингвальными нейротипичными сверстниками, так и по сравнению с монолингвами с РАС. Однако недостаточный объем выборки не позволяет делать статистически достоверные выводы о характере и причинах различий.

Важный практический вывод для диагностической практики дал анализ влияния фактора интеллектуального развития на выполнение речевых тестирований: только задание “повторение несуществующих слов” (псевдослов) позволяет получить результаты, не зависящие от возраста и интеллекта ребенка. Результаты остальных заданий, разработанных для оценки фонематического восприятия и теоретически не нагружающих интеллектуальные способности ребенка, в действительности зависят от интеллекта и/или возраста детей.

Исследование выполнено совместно с научным коллективом Юго-Осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова при финансовой поддержке РФФИ МОН РЮО в рамках научного проекта № 20-513-07005.