
Позняк Лариса
Лаборант-исследователь
Публикации с аффилиацией МЭГ-центра
2024
1.
Чернышев, Б. В.; Ушаков, В. Л.; Позняк, Л. А. (2024). Поиск нейрофизиологических механизмов конфигурационного обучения. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова, 74(2), 150-166. https://doi.org/10.31857/S0044467724020028
@article{nokey,
title = {Поиск нейрофизиологических механизмов конфигурационного обучения},
author = {Б.В. Чернышев and В.Л. Ушаков and Л.А. Позняк},
url = {https://megmoscow.ru/wp-content/uploads/pubs/10.31857_S0044467724020028.pdf},
doi = {10.31857/S0044467724020028},
year = {2024},
date = {2024-03-00},
urldate = {2024-03-00},
journal = {Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова},
volume = {74},
number = {2},
pages = {150-166},
publisher = {Российская академия наук},
abstract = {Конфигурационным обучением называют такую форму ассоциативного обучения, при которой условным стимулом выступает целостный комплекс стимульных элементов, а не отдельные стимулы или их изолированные свойства. Для успешного решения задачи такого ассоциативного обучения требуется холистический анализ всей конфигурации в целом. Возможность анализировать не только отдельные физические аспекты стимула или отдельные объекты зрительной сцены, но и их целостные комбинации дает существенные эволюционные преимущества, поскольку часто конфигурации обладают существенно большей предсказательной силой в сравнении с отдельными элементами или признаками стимула. Более того, возможность холистического анализа комбинаций элементов или признаков стимульного поля может считаться начальным, примитивным проявлением сознания. В настоящем обзоре мы рассмотрим историю разработки концепции конфигурационного обучения, основные методические пути исследования и имеющиеся на настоящий момент нейрофизиологические данные о предполагаемых нейрональных основах этого феномена. Наиболее интересными нам представляются исследования процессов конфигурационного обучения у человека с помощью современных методов нейровизуализации, поскольку они дают возможность заглянуть в работу целостного мозга. В заключение мы рассмотрим, какие проблемы в имеющихся исследованиях должны быть преодолены в будущем, чтобы обеспечить более полное понимание нейрофизиологии феномена конфигурационного обучения.},
keywords = {},
pubstate = {published},
tppubtype = {article}
}
Конфигурационным обучением называют такую форму ассоциативного обучения, при которой условным стимулом выступает целостный комплекс стимульных элементов, а не отдельные стимулы или их изолированные свойства. Для успешного решения задачи такого ассоциативного обучения требуется холистический анализ всей конфигурации в целом. Возможность анализировать не только отдельные физические аспекты стимула или отдельные объекты зрительной сцены, но и их целостные комбинации дает существенные эволюционные преимущества, поскольку часто конфигурации обладают существенно большей предсказательной силой в сравнении с отдельными элементами или признаками стимула. Более того, возможность холистического анализа комбинаций элементов или признаков стимульного поля может считаться начальным, примитивным проявлением сознания. В настоящем обзоре мы рассмотрим историю разработки концепции конфигурационного обучения, основные методические пути исследования и имеющиеся на настоящий момент нейрофизиологические данные о предполагаемых нейрональных основах этого феномена. Наиболее интересными нам представляются исследования процессов конфигурационного обучения у человека с помощью современных методов нейровизуализации, поскольку они дают возможность заглянуть в работу целостного мозга. В заключение мы рассмотрим, какие проблемы в имеющихся исследованиях должны быть преодолены в будущем, чтобы обеспечить более полное понимание нейрофизиологии феномена конфигурационного обучения.